О малом народце: гномы

*

Насмотревшись с утра пораньше фильмов в стиле ирландского фентези, к которому я неравнодушен еще с прочитанного в раннем студенчестве "Заповедника Гоблинов," который был затем подкреплен еще массой вещей К. Саймака и, конечно же, Дж. Толкиена, я вознамерился разобраться с основными представителями малого народца, обильно встречающимися в этом жанре. Разобраться, разумеется, чисто в лингвистическом плане. Приняв такое решение, я включил сборник песен Лорины Мак-Кеннитт и засел за словари и книжки.

Итак, начнем с гномов. Русское слово гном, как нетрудно догадаться, вовсе и не русское. Поскольку это слово употребляется исключительно для обозначения героев английских, французских, реже, немецких сказок, то оно, наверное заимствовано из какого-то из этих языков. Хм... и да, и нет. С одной стороны, слово гном действительно заимствовано из западноевропейских языков, причем, в русском оно появляется достаточно поздно, только в начале девятнадцатого века. С другой стороны, это слово является "неродным" и в Западной Европе. Более того, у него имеется конкретный автор: Филип Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм Парацельс (1493-1541), хорошо известный своими философскими, алхимическими и оккультными изысканиями. Парацельс придумал и использовал это слово, причем точно неизвестно , образовал ли он его от греческого γνώμη "мысль, рассудок, познаваемое" или же от γη "земля" и νομός "пребывание, нахождение." После Парацельса гномы появляются в Швейцарских и южно-немецких сказках уже в качестве маленьких существ в красных колпачках. С начала девятнадцатого столетия они расходятся по всему миру, причем, например, в английском языке их появление зарегистрировано даже позднее, чем в русском: только с 1860-ых годов.

Комментарии

Тема очень интересная, но разобраться в ней очень тяжело.
Сейчас в головах людей всё перемешалось. Например многие считают леприконов гномами или дварфами. С большой натяжкой можно найти паралелли между дварфами и гномами, хотя гномы являются подземными жителями ( духи земли).
А вот леприконы никак с гномами не связаны, это западный аналог леших.
Парацельс использовал знания основанные на четырёх стихиях, каждая стихия имела своих духов:
гномы-земля, саламандры- огонь, сильфы- воздух , ундины- вода.
Эта система относительно новая.
В древности были более сложные системы основанные на 5,6,7 стихиях.
(дерево,лёд,метал)К сожалению не
сохранилась информация об этом.

Все верно. Но я не хочу залезать так глубоко. Меня интересует лингвистика, а не "демонология." Впрочем, посмотрим, что пойдет дальше. На недельку-другую я себе работу обеспечил.

В этом вопросе без "демонологии" скорее всего разобраться не удастся :lol:
Нужно вычленить мифологические пласты ( кельтский, скандинавский, саксонский,римский, гностический и т.д. ).Затем определить основные свойства существ. Если удастся всё это сделать ( невероятно сложно ), то этимологии сами по себе всплывут.
Я сейчас в процессе изучения бретонского языка, паралельно пытаюсь собирать материал. С этим очень сложно, на русском почти ничего нет. Меня достаточно сильно интересуют бритты. Особенно период
крестовых походов. Именно предки современных бретонцев учавствовали в крестовых походах как пушечное мясо. Именно во времена первых крестовых походов, часть бритов
застряла на материке создав первые поселения в бретани, в результате чего с пятого века стала возможна массовая миграция на материк.
Во время крестовых походов в бриттский язык вошло много гебраизмов, не только в лексике.
brezel -война ( бой на мечах), Pask Seder -поздравление с пасхой.
Вообще кельты ( и бриты в часности) имеют очень давние контакты с афразийцами ( до индоевропейского субстрата британских островов), от них в языке унаследована мутация начальных согласных ( вероятно у субстрата был отдельный язык для женщин и мужчин, сейчас в африке вроде ещё сохранились подобные),
местоимёные предлоги, смихут,
слияние глаголов быть и иметь ( по смыслу они не различимы и в причасных формах совпадают).
Но при этом отсутствие внутренней флексии, за исключением исконной индоевропейской лексики ( амляут
dant-dent -зуб -зубы, сравнить с английским tooth-teeth ).

По поводу демонологии, я и сам думаю, что "совсем без" не получится. Буду стараться хотя бы по минимуму.

По поводу бриттов два момента:

Именно во времена первых крестовых походов, часть бритов застряла на материке создав первые поселения в бретани, в результате чего с пятого века стала возможна массовая миграция на материк.

Я очень извиняюсь, а Вы крестовые походы когда датируете?

Вообще кельты ( и бриты в часности) имеют очень давние контакты с афразийцами...

Об этом немало говорят, но по-настоящему доказательных материалов мне ни разу не попадалось. так, одно бла-бла-бла... Если можете дать мне ссылку или прислать почитать что-то серьезное, буду весьма признателен.

На счёт крестовых походов я некоректно выразился, так как
рассуждал в свете исторических событий, а не в общепринятой терминологии. Я имел в виду не
католические походы.
А значительно более ранние походы
которые привели к возникновению и укреплению византии в 3-4 веках
( период крещения кельтов).

А по поводу контактов кельтов и афразийцев...Аксиомы не требуют доказательств, это всё очевидно, поэтому очень много иследователей пытается это доказать научно.
Но возникает несколько реальных преград. Первая преграда -очень скудный материал по материковым кельтам. Как доказательство пока может считаться только отсутствие мутаций в материковых кельтских.
Вторая преграда -практически невозможно вычленить не индоевропейскую лексику , из-за скудности материала как островных так и материковых кельтов.
Третья преграда - практически не изучаются бритские языки, это связано опять же со скудностью
материала.
Четвёртая преграда - антропологическая. Слишком ангажированная наука и реальные иследования невозможны на данный момент.
Я уже почти два года веду иследования, пытаюсь искать новые подходы, с разных сторон подходить к этой проблеме. Пока не удаётся продвинуться в этом вопросе. Нужно
создавать совершенно новый инструментарий.

Если не затруднит, более подробно о "начительно более ранних походах, которые привели к возникновению и укреплению византии в 3-4 веках
период крещения кельтов)."

Аксиомы не требуют доказательств, это всё очевидно, поэтому очень много иследователей пытается это доказать научно.

Аксиомы, действительно, не требуют доказательств. Но бесплатного в мире не бывает: если кто-то выбирает что-либо в качестве аксиомы, то (а) он обязан громко и ясно объявить о всех выбранных им аксиомах в самом начале разговора; и (б) не должен удивляться, если слушатель, услышав список выбранных аксиом, сочтет этот список неоправданно широким и просто не примет предлагаемую систему в целом.

Я решил написать небольшую статейку об истории римской империи после
разрушения храма. Период этот очень плохо освещён, так как это были смутные времена. Почти триста лет подряд шла неприкрытая война христиан с язычеством, которая привела к переносу столицы в константинопль. В то время рим был уже очень ослаблен, легионы состояли из наёмников и были слабоэфективны. В общем я постараюсь описать некоторые очень важные события.
По поводу аксиом я полностью согласен. Но здесь речь ведь о другом. Никто не оспаривает ведь взаимодействие островных кельтов с
до кельтским населением. Вопросы совсем в другом. Главный вопрос было ли это население афрозийским или каким то иным. Скудность материала не позволяет на данный момент сделать точное заключение.
Разные специалисты имеют разные точки зрения ( или видимость таковых) и пытаются найти доказательства своим теориям.

Про статью: буду очень рад ее прочесть. Если Вы ищете место для публикации, буду рад предложить страницы этого блога (после того, как я с ней ознакомлюсь и решу, что она мне подходит).

По второй части: так ведь в том-то и вся фишка, что доказательств нет практически никаких, зато теорий выше крыши.

Новые комментарии