Блин, ну почему мы с ними такие разные? "С ними" - это с израильтянами североафриканского происхождения. Это же кошмар какой-то! У нас совершенно разные культурные коды, и это постоянно вызывает мелкие, но очень противные конфликты, раздражения, просто какие-то мешающие напряжения. При этом никто не виноват, никто ничего такого не хотел, но неприятный осадок все равно каждый раз остается. Я не могу знать, чем именно я, например, напрягаю марокканцев (хотя было бы чертовски интересно и поучительно). Поэтому хотя бы "вылью," чем они меня напрягают. Сразу оговорю: все это очень неконкретно, расплывчато, нечетко, крайне плохо поддается точному определению. И термин "марокканцы" у меня использован совершенно некорректно: я знаю много марокканцев, к которых приведенное ниже описание совершенно неприменимо, я также знаю много не-марокканцев, которые подходят к нему идеально. Тем не менее, по моему сугубо личному и крайне субъективному ощущению, некий "усредняющий вектор" в диффузном потоке людей, подходящих под описываемое поведение, все-таки указывает на Марокко, причем, как в первом поколении, так и в последующих.
Сегодня стою возле супера, разгружаю тележку. Метрах в двадцати стоит пожилая бабушка, религиозная марокканка, явно не из плебса. Кричит мне: "Дай телегу!" Не понимаю, с какой стати я должен давать тебе свою телегу, в которой еще полно продуктов. Она видит, что я ее не воспринимаю, кричит опять: "Дай пустую телегу!" Хорошее дело. В пустую нужно затолкать пятишекелевую монетку. Чего ради я должен толкать свои пять шекелей чтобы взять тебе телегу? Я что, твой слуга на жаловании? Начинаю медленно звереть. Как-то себя торможу: бабулька старая, больная, надо бы ей помочь вообще-то. Только потом понимаю, что именно меня достало и почему я упираюсь из-за несчастных пяти шекелей и десяти шагов, которые с радостью бы прошел в другом случае. До меня дошло: она просто не сказала "пожалуйста" и не подключила просительную интонацию. В результате я воспринял ее обращение как однозначно хамское и начал реагировать соответственно. Черт! Оказалось, что я - раб слова "пожалуйста." Открытие не из приятных.
Вообще, все эти "волшебные слова" (кстати, израильтяне тоже называют их волшебными словами, то есть, сюжет им хорошо знаком) играют незаметно для нас самих совершенно непостижимую роль в нашем общении. Вот еще классический пример, который у меня повторялся много раз. Мальчик-израильтянин на улице:
- Прошу прощения, сколько времени?
- Семь двадцать.
Мальчик отходит дальше по своим делам.
Я стою и ощущаю, что наш разговор не окончен. Мне не хватает его "спасибо" и моего ответного "не за что." Мне без них некомфортно. А ему - комфортно. Он уже употребил в самом начале "прошу прощения," добавлять еще и "спасибо" - явный перебор. Наверняка с его точки зрения моя манера ведения диалога будет воспринято как нечто слащавое и сюсюкающее, следовательно, неприятное и раздражающее.
Как-то я рассказал это все еще нескольким "нашим" (кстати, вот вам и определение, что такое "наши": те, кто разделяет одни и те же культурные коды). Для пробы, посмотреть реакцию. Реакция была двух типов: меньшинство ничего такого вообще не заметило. А большинство дружно сказало, что они все грубые, невоспитанные и вообще "понаехали тут." Оставляя в стороне спорный вопрос о том, кто именно куда понаехал, не могу согласиться с тем, что они "некультурные." Они "инакокультурные." Если хотите, инакомыслящие. И это - проблема. И для них, и для нас.
Комментарии
alon_68 (не проверено)
пт, 05/02/2008 - 21:31
Постоянная ссылка (Permalink)
Не знаю, не знаю... В случае
Не знаю, не знаю... В случае с бабкой уверен, вы что-то недопоняли. Именно ввиду ее "ментальности" АБСОЛЮТНО исключено, чтобы она позарилась на ваши 5 шекелей. В марокканской среде это будет воспринято как однозначная попытка грабежа, и сумма тут роли не играет. Скорее всего тележек - дефицит, она спешила, пока кто-то не перехватил, а 5 шекелей собиралась отдать вам чистоганом. С вашей стороны правильной израильской реакцией было бы сказать "тележку - пожалуйста, но вот там мои деньги лежат. Как ты их мне компенсируешь?" На нет, как говорится, и суда нет.
alex lugovskoy (не проверено)
пт, 05/02/2008 - 22:15
Постоянная ссылка (Permalink)
Да я и не сомневаюсь насчет
Да я и не сомневаюсь насчет пятерки - она, скорее всего, имела в виду "забронировать" телегу, как Вы и предположили. Но вот остальное меня сильно достало.
ternonzang (не проверено)
пт, 05/02/2008 - 22:23
Постоянная ссылка (Permalink)
У меня мнение, что старушка
У меня мнение, что старушка не хотела вас на 5 шекелей обуть :smile:
А по существу мароканцы не так сильно отличаются от нас. И все конфликты не из-за ментальности, а из-за конкуренции. Я не буду отрицать, что они нас ( мягко говоря) не любят, как и мы их. Но у них всётаки нас не любить значительно больше причин. И одна из главных причин, что наша последняя алия была колбасной, большинство ехало не в израиль, а из совка. В душе большинства мароканцев -израиль, а вот у нас Египет. Но я уверен, что современем всё наладится, волна репатриации практически остановилась, многие уже впустили израиль в себя.
alex lugovskoy (не проверено)
пт, 05/02/2008 - 22:37
Постоянная ссылка (Permalink)
Я ведь не об этом, а о
Я ведь не об этом, а о различиях в тех вещах, которые каждому кажутся само собой разумеющимися.
Что же касается всего остального, я рискую показаться хамом, но мне, признаться, значительно ближе резоны и аргументы "наших", чем "их." Ровно по той же причине, по которой слезы детей Сдерота трогают меня намного больше, чем слезы детей бейт-Хануна (хотя, конечно же, я бы предпочел, чтобы не было ни тех слез, ни других). И, если уж на то пошло, это полностью соответствует еврейскому миропониманию, которое предполагает, что сначала нужно обратить внимание на тех, кто ближе к тебе.
ternonzang (не проверено)
пт, 05/02/2008 - 23:07
Постоянная ссылка (Permalink)
К еврейскому миропониманию
К еврейскому миропониманию это никакого отношения не имеет. Так как это заповедь о любви, а в ваша риторика явно носит негативный характер по отношению к мароканцам .
Для меня тоже слёзы детей сдерота трогают сильнее и это мягко сказано, но этот пример в данном случае неуместен. Так как мароканцы это не гои, они такие же как мы. Просто наша община находясь в тфуце вела себя как в пзуре ( отсюда русское -позор), нахватались гойщины, нажрались сала, обмамзерились по полной схеме. Это трагедия нашей общины, и слава Б-г есть израиль, где потихоньку, со скрипом и болью, мы становимся самими собой.
alex lugovskoy (не проверено)
пт, 05/02/2008 - 23:19
Постоянная ссылка (Permalink)
Насчет "позор-пзура" -
Насчет "позор-пзура" - оставим это полностью на Вашей совести.
Насчет остального - мы с Вами видим это очень по-разному. Из этого, разумеется, не следует, что я прав, а Вы - нет. Но и обратное тоже не следует.
ternonzang (не проверено)
пт, 05/02/2008 - 23:35
Постоянная ссылка (Permalink)
Я немного погорячился,
Я немного погорячился, признаю.
Для меня эта тема очень болезненная, как и для любого израильтянина. Просто противно смотреть на эту межобщинную ненависть. Когда в очередях глазами
сверкают, а иногда и в открытую -ежай в россию, а в ответ -лезь на пальму...
alex lugovskoy (не проверено)
пт, 05/02/2008 - 23:37
Постоянная ссылка (Permalink)
Окей, помирились. На
Окей, помирились.
На практике я обычно очень "межобщинен", но вот сегодня чего-то припекло.
Dimmel (не проверено)
сб, 05/03/2008 - 01:08
Постоянная ссылка (Permalink)
for ternonzang Поверьте,
for ternonzang
Поверьте, уважаемый ternonzang, среди "марроканцев" сионистов не больше, чем среди "русских". И они тоже, в своё время, ехали "оттуда". Собственно, в этом и состоит один из основных смыслов этой страны - миклат...
ternonzang (не проверено)
сб, 05/03/2008 - 01:58
Постоянная ссылка (Permalink)
Всё не так прсто. В израиле
Всё не так прсто.
В израиле все репатрианты -сионисты, так как приехали по закону о репатриации. Причины отъезда с доисторических родин у всех были разные, это и не важно.
Важно то с чем приехали. Большинство "русских" даже не видит разницу между эмиграцией и репатриацией, тем кто возвращается на доисторическую родину , частенько это объясняют. У нашей общины есть только одно приемущество- гибкость. Наши интегрируются в израильское общество
значительно быстрее. Очень надеюсь, что лет через тридцать вообще не будет ни русской" ни мароканской общины,
а будет достаточно однородное израильсккое общество, появится национальность- израильтянин.
мечты вот такие у меня :razz:
самуил (не проверено)
сб, 05/03/2008 - 10:07
Постоянная ссылка (Permalink)
А в "однородном обществе"
А в "однородном обществе" будут жить "приятно смуглявые" (по Нагульнову) однородные не-евреи не-казаки и кушать выросшие в Негеве на карельской берёзе бананояблоки (по Мичурину) со вкусом апельсин и капусты одновременно...
Это не к тому, что противостояние и недопонимание лучше, просто а) чем следующие тридцать будут кардинально отличаться от предыдущих? б) не будет ли создание однородной национальности "израильтян" способствовать отчуждению "израильтян" от евреев стран исхода? в) а оно Израилю нужно?
ternonzang (не проверено)
сб, 05/03/2008 - 10:46
Постоянная ссылка (Permalink)
Все ваши три вопроса имеют
Все ваши три вопроса имеют очень простое решение.
1)Следующие 30 лет не будут никак отличаться в смысле тенденций, это просто срок, за который вырастет новое поколение израильтян, которые уже не будут чувствовать связь со страной исхода. В общем это время утряски после нашей волны алии.
2) На счёт отчуждения с диаспорой однозначно можно ответить, что его не будет. Есть два сценария, по первому диаспора реально прекратит своё существование, возможно остануться мелкие общины, но они будут скорее общинами выходцев из израиля -ивритговорящие. По второму сценарию подъём национального духа в израиле, вдохнёт в общины новые
силы. В любо случае общины будут не еврейские, а израильские-ивритговорящие.
3)Израилю в нынешнем состоянии ничего не нужно, вообще весь позитив который происходит в нашей стране скорее вопреки государству.
Это связано с тем, что ираиль делегировал свою безопасность США.
К сожалению я не вижу этому альтернативы. :cry: