Хождение по монастырям (часть 2)

*

(Начало)

Часть вторая. Вади Кельт. Лавра Фарран

(Предупреждение: много букафф и фотафф)

Итак, мы выехали из Иерусалима и отправились в северную часть Иудейской пустыни. Примерно в район Маале-Адумим.

Торик рассказывал о том, как в период Второго Храма по дерех Йерихо передвигался огромный пассажиропоток, поскольку именно эта дорога была основной для паломников, идущих в Иерусалим на праздники. Соответственно, дорога была не дикой и пустынной, какой она выглядит сегодня, а процветающей и обильно уставленной постоялыми дворами, магазинами и ОЗС ("ослозаправочными станциями").

Оставим "ослозаправки" для литературных критиков, но вид у этих мест совершенно потрясающий:

Затем мы уехали с дерех Йерихо в те места, куда человек, искавший уединения, мог удалиться пообщаться с богом и природой:

Въехали в поселение Анатот:

Уединения и природы там более чем достаточно:

Персонал заповедника Эйн-Парат явно тоже грешил возвышенными размышлениями в уединении, потому как на въезде мы застряли основательно. То ли кассир заводил при помощи магнето кассовый аппарат, то ли просто просыпался, но пришлось постоять.

Наконец, мы въехали и попали на серпантин, когда углы поворота были иногда порядка 180 градусов, а ширина дороги была меньше ширины автобуса.

Окружающие горы истыканы мелкими и менее мелкими ямами и пещерами, в принципе, вполне подходящими для жилья человека, змеи или семейства скорпионов.

Наконец автобус доехал до места, откуда дальше нужно было топать пешком.

Вади был вполне обитаем.

И снабжен достаточным количеством воды.

Внизу шумел водный поток, над головой голубело небо, по отвесам гор ползали фигурки скалолазов.

Торик усадил нас под навесом и начал излагать материал.

Суть материала сводилась к двум тезисам. Во-первых, христианское отшельничество восходит к еврейскому, но не напрямую, потому как еврейские отшельники были подчистую вырезаны Десятым и Четырнадцатым легионами в 70 г. н.э. и никак не могли научить культуре отшельничества своих христианских подражателей. По этой причине те были вынуждены доходить до всего своим умом, опираясь лишь на слухи и скудные свидетельства. В результате христианские отшельники совсем одурели несколько переусердствовали в своем отшельническом рвении: отказались от женщин и перешли к собирательству как способу добычи пищи. По этим причинам вскоре вымерли и сменились отшельниками групповыми, которые начали строить пустоши - лавры.
Вторым тезисом была инструкция, чего делать и чего не делать по отношению к обитающему в тутошних местах отшельнику, дабы не оказаться покусанным в неудобной ситуации.

Пройдя инструктаж, мы двинулись к лавре.

То ли в этот день было какое-то соревнование, то ли так там всегда бывает, но скалолазов было много.

Наконец, мы добрались до глухих ворот с православным крестом и надписью на английском, арабском, иврите и по-русски: "Русская зарубежная церковь. Лавра св. Харитона"

В лавре обитал отшельник. Весьма колоритный тип. Дядька годов пятидесяти, приехавший из России неизвестное количество лет назад по неизвестным причинам. На все вопросы о себе (сколько лет здесь, как живется) отвечать отказался наотрез, предложив сосредоточиться на возвышенном. Понимание возвышенного у присутствующих явно отличалось от понимания отца Харитона (отец Харитон в честь основателя лавры Фарран святого Харитона), поэтому он ограничился сообщением о том, что мы ему не понравились, поэтому следующую группу туристов он может к себе и не пустить. Вообще, для человека, живущего возвышенным, отец Харитон производит впечатление до странности злобного и мстительного типа.

Я успел украдкой щелкнуть часть лавры. Вполне аскетичненько.

Потом мы двинулись в обратный путь к автобусу. Все-таки потрясающе красивое место:

Конец второй серии. Продолжение следует.

Новые комментарии